Укрепление спутникового сигнала: как Россия отвечает на вызовы помех в навигации

Растущее применение средств радиоэлектронного противодействия в России спровоцировало серьезные перебои в работе систем спутниковой навигации, используемых гражданской инфраструктурой. Под удар попали транспортный комплекс, телекоммуникации, энергетика и многие другие отрасли, чье функционирование неразрывно связано с точным позиционированием. Ответом на этот вызов стало зарождение и активное развитие рынка специализированного оборудования, обладающего повышенной устойчивостью к помехам. По оценкам аналитиков, в ближайшие три-пять лет этот сегмент будет демонстрировать «взрывные темпы» роста. Отечественные разработчики уже представили продукты, способные одновременно нейтрализовать до 15 источников помех, однако динамику рынка сдерживают два ключевых фактора: несовершенство нормативно-правовой базы и высокая стоимость конечных решений.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», рынок помехоустойчивых навигационных систем переживает переломный момент. Заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак констатировал, что такие приемники превращаются в новый тренд для рынка навигационного обеспечения. Толчком к этим изменениям послужило «насыщение территории страны средствами радиоэлектронного подавления».
Волна сбоев не обошла стороной и авиационную отрасль. Еще в 2022 году Росавиация выпустила рекомендации для авиакомпаний, призвав их подготовиться к выполнению полетов в условиях отсутствия сигналов спутниковой навигации. Эта мера была связана с учащением случаев «глушения» сигналов в воздушном пространстве над Калининградской областью, Черным морем и рядом других регионов. Пилотам было поручено отработать алгоритмы действий на случай отказа спутниковых систем и активно задействовать резервные средства воздушной навигации.
Специалисты едины во мнении, что главным барьером на пути развития рынка является запаздывание в формировании нормативной базы, причем как в правовом, так и в техническом аспектах.
На бытовом уровне последствия помех ощутили на себе миллионы жителей столицы. После активации средств подавления информационные табло на остановках общественного транспорта перестали показывать время прибытия автобусов и троллейбусов, а сервисы «Яндекса» начали выдавать некорректные данные о местоположении транспорта. Наиболее остро проблемы с геолокацией пережили операторы каршеринга и такси. Так, после масштабного сбоя в центре Москвы в мае 2023 года компаниям пришлось в срочном порядке внедрять дополнительные «ручные» процедуры проверки локации. В «Яндексе» прокомментировали, что «из-за сбоев у некоторых пользователей такси может некорректно отображаться точка посадки». В свою очередь, каршеринговые сервисы временно разрешили бронировать автомобили по государственному номеру, минуя привязку к геолокации.
Затронули навигационные сбои и пользователей спортивных гаджетов: участники Московского полумарафона жаловались на то, что их «умные» часы некорректно рассчитали длину пройденного маршрута.
Энергетика является еще одной критически зависимой от спутникового сигнала отраслью, где технологии точного времени синхронизируют сложные системы мониторинга и защиты. Изначально предполагалось, что при наличии единого временного стандарта генераторы смогут работать согласованно, без необходимости дополнительной синхронизации.
Применение навигационных технологий открывает возможность увеличить пропускную способность существующих энергосетей на десятки процентов без масштабных инвестиций в прокладку новых линий. Тем не менее, энергетическая отрасль пока не готова массово переходить на использование этих решений для задач синхронизации, отдавая предпочтение традиционным методам в силу высоких рисков, связанных с воздействием помех.
С технологической точки зрения, прорывным решением проблемы стали цифровые антенные решётки, которые позволяют эффективно отсекать мешающие сигналы. Источник «Ъ Волга-Урал» уточнил, что максимальная эффективность защиты достигается именно за счет использования цифровых решёток, которые селектируют полезные сигналы от помех по направлению их приёма.
На форуме в «Сколково» в августе 2025 года общественности было представлено помехоустойчивое навигационное устройство VEL-16X2, обладающее способностью подавлять до 15 помех одновременно с уровнем помехоустойчивости до 100 дБ. Также была анонсирована его более компактная версия — VEL11X3, рассчитанная на нейтрализацию девяти помех. Сфера применения этих разработок чрезвычайно широка: от навигации беспилотных авиационных комплексов и автомобильного транспорта до морских судов и других подвижных объектов.
АО «ВНИИР-Прогресс» по праву считается пионером российского рынка с своей разработкой «Комета», которая появилась в 2012 году и изначально устанавливалась на объекты электроэнергетики. В настоящее время компания проводит опытную эксплуатацию своих изделий на электробусах «Мосгортранса» и объектах сотовых операторов, получая положительные результаты.
Эксперты вновь указывают на отставание нормативной базы как на главный сдерживающий фактор развития рынка. Для устранения этого препятствия Минпромторг и Роскосмос совместно создают систему учёта и регистрации средств помехоустойчивой навигации и синхронизации «КУРС Глонасс». Запуск системы в тестовом режиме запланирован на март 2026 года, а ее полномасштабное развёртывание должно быть завершено к 2027 году.
Несмотря на существующие трудности, отраслевые эксперты прогнозируют значительный рост рынка в обозримой перспективе.
Российские производители акцентируют внимание на конкурентных преимуществах отечественных решений. «В отличие от доступных китайских решений, которые представляют собой лишь поставку «железа», мы можем предложить заказчикам качественную комплексную экспертизу и гибкость в реализации», — пояснил некий представитель индустрии. По его словам, проблема импортозависимости решается за счёт широкой номенклатуры подходящих компонентов. Уже сейчас возможен отказ от элементной базы недружественных стран, что делает наши решения устойчивыми к санкциям.