Портал о навигации и мониторинге

Российские беспилотники и системы РЭБ: ответ на вызовы современности в рамках специальной военной операции

В настоящее время в России наблюдается стремительная эволюция в сфере создания и производства беспилотных авиационных систем (БАС) и комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Этот сектор промышленности демонстрирует высокую гибкость и оперативность, чутко реагируя на актуальные запросы, поступающие как от силовых структур, так и от гражданских потребителей.

Яркой демонстрацией этих тенденций стал всероссийский форум «Защита гражданских объектов от атак беспилотных систем и коммерческая эксплуатация БАС», состоявшийся в Санкт-Петербурге с 7 по 9 октября. Корреспондент портала Mashnews посетил это мероприятие и ознакомился с продукцией, предлагаемой производителями БАС и систем противодействия БАС. Производители активно поддерживают связь со своими клиентами и стремятся удовлетворить их потребности.

Центральным элементом экспозиции стали дроны-перехватчики «Архангел», представленные компанией «Архангел Щит». Ранее Mashnews сообщал о прогнозах экспертов, согласно которым интерес к этим устройствам может вырасти в 50 раз. На выставке Expo uav в июле дрон-перехватчик был использован для тестирования сетки против беспилотников.

Руководитель проекта «Архангел», Михаил Филиппов (позывной Архангел), пояснил, что беспилотник действует в тандеме с радиолокационной станцией (РЛС). РЛС обнаруживает цель, после чего перехватчик вылетает на перехват. Дальность поражения дрона составляет до 50 км, а его скорость — до 350 км/ч.

Стоимость дрона составляет 165 тысяч рублей, добавил Филиппов. В настоящее время проводятся многочисленные мероприятия по тестированию и улучшению перехватчика, включая боевые применения и выставочные демонстрации. Беспилотник ежедневно проходит проверку и доработку.

Новосибирская компания «Инновационные лётные системы» продемонстрировала две модели квадрокоптеров — КРАБ-10 и КРАБ-15. Эти аппараты позиционируются как многофункциональные разведывательно-ударные платформы, ключевой особенностью которых является повышенная живучесть в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления. Уникальность системы управления заключается в одновременной работе в трёх субгигагерцовых частотных диапазонах с применением специальной системы модуляции сигнала, устойчивой к помехам. Передача видеоданных осуществляется в двух частотных диапазонах, а оператор имеет возможность динамического переключения между ними непосредственно в ходе полета.

Младшая модель способна нести полезную нагрузку массой до 3 кг, в то время как старшая — до 10 кг. Оба дрона оснащены стабилизированными подвесами, которые включают тепловизор и камеры с 16-кратным оптическим зумом. Важной функцией является интеллектуальное поведение при полной потере связи: в такой ситуации аппарат автоматически набирает высоту, разворачивается на 180 градусов и следует обратно в точку взлета.

Стоимость решений остается конкурентной: малый дрон оценивается в 180 тысяч рублей, большой — в 220 тысяч рублей, а комплект наземной станции управления обойдётся примерно в 100 тысяч рублей.

Компания «Авиаспецдеталь» представила на форуме беспилотную авиационную систему (БАС) под названием «Листопад». Система оснащена электрическим двигателем и двумя аккумуляторами, сообщил представитель предприятия. Дальность полёта составляет 45 километров, а максимальная высота — 5 километров. Среди полезных нагрузок можно установить дневную гиростабилизированную камеру и ночную камеру. В крыле дрона имеется детектор дронов по частотам. Стартует «Листопад» с резинового амортизатора либо при помощи пневматической катапульты. В гражданских целях БАС тоже используют. В частности, на него можно установить фотоаппарат, газоанализатор и так далее. Могут его использовать и сотрудники МЧС для поиска людей. Стоимость составляет 5-6 млн рублей, в комплект входят пневматическая установка, два ноутбука, штатив с антенной и поворотной системой.

Значительное внимание на форуме было уделено и элементам питания. Российский бренд GetPwr представил публике как традиционные литий-полимерные, так и передовые твердотельные аккумуляторы. Эра литий-полимерных аккумуляторов очень долго длилась (порядка шести-семи лет), но сейчас весь рынок переходит на новую линейку аккумуляторов — полутвердотельные аккумуляторы, пояснил он.

Наиболее неординарным экспонатом выставки стала универсальная БАС платформа самолетного типа «Фиксик», созданная практически в кустарных условиях. Задача состояла в том, чтобы сделать что-то максимально дешёвое, и чтобы это можно было производить практически в любой мастерской, объяснил её разработчик Эдуард Сергеев: «По сути, в моей мастерской кроме ручного оборудования почти ничего и нет. Двигатели, которые я использую в дроне, частенько на фронте встречаются как трофейные. Например, двигатель от украинского дрона “Баба-яга”».

Платформа предлагается в двух модификациях — с одним или двумя двигателями. Конструкция крыла, выполненная из пенопласта и оклеенная по методу папье-маше, была выбрана исходя из требований минимальной стоимости и простоты производства. Базовая версия с размахом крыла два с половиной метра (без учета стоимости систем связи и аккумуляторов) оценивается в 65-70 тыс. рублей. Полностью укомплектованный двухмоторный вариант, готовый к применению, обойдется покупателю в 150-200 тыс. рублей.

Компания «Системы механической защиты» (СМЗ), специализирующаяся на производстве сетей для нейтрализации дронов, в рамках форума провела испытания двух новых продуктов на аэродроме. Одной из novинок стала защитно-маскировочная сеть «Дарвин ЗМ».

Быстрое реагирование на потребности военнослужащих продемонстрировала компания Asel Labs, разработавшая автомобильный держатель для собственных детекторов беспилотников. Универсальное крепление монтируется на стекло автомобиля с помощью присосок и обеспечивает гибкую регулировку положения устройства.

«У бойцов в зоне СВО была проблема: им приходилось самим из подручных средств делать какие-то крепления для детекторов. Теперь она решена. Данный держатель имеет подзарядку, детектор крепится не только механизмом держателя, но и на клипсу. Даже в том случае, если машина перевернется, детектор никуда не упадёт», — подчеркнул Майоров.

Липецкое НПО «Киловатт» представило нестандартное решение — багажный бокс для крыши автомобиля, который по своей сути является известным купольным подавителем БАС К-12, но в замаскированном исполнении. Данный продукт ориентирован в первую очередь на обеспечение безопасности гражданских объектов.