Портал о навигации и мониторинге

OpsGroup опубликовала отчет рабочей группы по спуфингу GPS

После формирования рабочей группы по изучению проблемы спуфинга GPS/глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) поставщик услуг по поддержке полетов OpsGroup опубликовал свой окончательный отчет по спуфингу GPS, в котором указаны основные проблемы и работа, которая ведется для смягчения проблем спуфинга. В подготовке отчета приняли участие более 950 человек, включая пилотов, авиадиспетчеров, регулирующие органы, производителей, экспертов по GPS и членов отраслевых групп.

Спуфинг происходит, когда приемник GPS/GNSS обманным путем вычисляет ложное положение с помощью оборудования, передающего данные с земли. Это может показать, что самолет находится в другом месте, чем на самом деле, и побудить навигационную систему отклонить самолет от желаемого курса.

Согласно отчету OpsGroup, «наибольшую обеспокоенность по поводу безопасности вызывает ухудшение функциональности системы оповещения о сближении с землей. Система не работает правильно после подмены, даже если покрытие GPS восстановлено. Количество ложных оповещений поражает. Наблюдается растущая нормализация риска. В результате в рабочей группе широко распространилось опасение, что многолетняя работа по сокращению аварий контролируемых полетов с землей находится под большим риском свести на нет».

Кроме того, как только приемник GPS/GNSS подвергается подмене, он может быть загрязнен ложными данными, предупредила группа. «Это ставит под сомнение использование GPS в любой момент после подмены, особенно подходы RNP (требуемые навигационные характеристики) и использование RNP на маршруте».

OpsGroup отметила 500%-ный рост спуфинга в этом году, который теперь затрагивает в среднем 1500 рейсов в день, по сравнению с 300 в день в первой половине года. Основная проблема заключается в том, что летным экипажам не предоставляется техническая информация об «участии GPS в системах самолета», и они получают «противоречивые указания для экипажа и неполные или недостаточные процедуры, что приводит к недопониманию и пробелам в знаниях».

В опросе, в котором приняли участие около 2000 человек, OpsGroup сообщила: «Результаты показывают, что 1400 членов экипажа (около 70%) оценили свою обеспокоенность влиянием подмены GPS на безопасность полетов как очень высокую или экстремальную, и 91% всех членов экипажа оценили свою обеспокоенность как умеренную или выше».

В то время как OpsGroup признала, что «нет быстрых и простых решений… Основное внимание в краткосрочной перспективе уделяется смягчению последствий, осведомленности экипажа, руководству и обучению. В долгосрочной перспективе рабочая группа определила потенциальные решения для оборудования, авионики и компонентов системы… Необходимо рассмотреть возможность углубления проблемы уязвимости GPS. В середине 2024 года мы уже наблюдаем значительное увеличение как спуфинга, так и воздействия на воздушные суда. Места могут еще больше расшириться, а воздействие может ухудшиться». Группа отметила, что «чрезмерная зависимость от GPS для первичной навигации придает большое значение сохранению достаточной сети обычных наземных навигационных средств».

Хорошие новости из отчета: «За редкими исключениями, подделка GPS осуществляется государственными субъектами в результате регионального конфликта. Рабочая группа не нашла примеров прямой целенаправленной атаки на гражданский самолет».

Автор: Мэтт Тербер