Портал о навигации и мониторинге

Коспас-Сарсат

Коспас-Сарсат (англ. Cospas-Sarsat) представляет собой международную спутниковую поисково-спасательную систему, предназначенную для оперативного оповещения о бедствиях и определения местоположения аварийных радиобуёв, установленных на судах и самолётах. Название системы образовано от русской аббревиатуры КоСПАС (Космическая Система Поиска Аварийных Судов) и английской SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking).

Система КОСПАС-САРСАТ, являющаяся важной частью глобальной морской спасательной службы, была создана для обнаружения и определения местоположения объектов, потерпевших аварию, таких как суда и самолёты. Она была одобрена Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). История создания системы началась в 1977 году в результате международного сотрудничества между СССР (КОСПАС) и США, Канадой и Францией (SARSAT). Официальное функционирование системы стартовало 30 июня 1982 года с запуска советского спутника «Космос-1383».

Первый успешный случай спасения с помощью КОСПАС-САРСАТ произошёл 10 сентября 1982 года, когда сигнал бедствия с разбившегося самолёта в горах Канады был принят советским спутником. Эта операция привела к спасению трёх человек, что продемонстрировало эффективность системы на ранних этапах её работы.

С развитием авиации и мореплавания во второй половине XX века возникла необходимость в эффективных системах поиска и спасения. В США с 1971 года началось оснащение авиации аварийными радиомаяками на частоте 121,5 МГц. К середине 1970-х годов их количество достигло 250 тысяч. Параллельно велись исследования по использованию низкоорбитальных спутников для обнаружения радиомаяков. 

Создание советского сегмента КОСПАС началось с постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1977 году, а первое соглашение между участниками было подписано в Гамбурге в 1979 году. Важным шагом стало подписание меморандума о взаимопонимании между четырьмя странами — СССР, США, Францией и Канадой — в Ленинграде в 1979 году.

Структура и принципы работы

Современная система КОСПАС-САРСАТ состоит из космического сегмента, включающего несколько типов спутников: низкоорбитальные, геостационарные и среднеорбитальные. Она использует радиомаяки на частоте 406 МГц для передачи сигналов о бедствии. В системе также предусмотрены три типа радиобуёв: морские (EPIRB), авиационные (ELT) и персональные (PLB), которые могут активироваться автоматически или вручную при возникновении критической ситуации.

Спутники системы работают по принципу доплеровского определения координат: они фиксируют изменения частоты сигнала от радиобуя при его приближении или удалении, что позволяет точно определить его местоположение. Эти данные затем передаются на наземные станции для дальнейшей обработки.

Достижения и будущее системы

С момента своего создания до 2017 года система КОСПАС-САРСАТ провела более 13 тысяч поисково-спасательных операций, в результате которых было спасено более 46 тысяч человек. В настоящее время система продолжает развиваться: с 1993 года спутниковые аварийные радиобуи стали обязательными для судов по Конвенции СОЛАС, что способствовало росту их продаж.

В 1998 году система начала использовать геостационарные спутники, что значительно сократило время обнаружения сигналов бедствия до десяти минут. В будущем планируется интеграция новых технологий, таких как GPS-приёмники в радиобуях, что ещё больше повысит эффективность операций по спасению людей.

Таким образом, КОСПАС-САРСАТ остаётся важным инструментом для обеспечения безопасности на море и в воздухе, продолжая развиваться и адаптироваться к современным вызовам.