Что такое тахограф?
Для осуществления внутренних и международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации на транспортном средстве должно быть установлено контрольное устройство – Тахограф.
Согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения», тахограф — это специальное техническое средство, которое непрерывно регистрирует данные о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления автомобилем и отдыха водителя. Таким образом, этот прибор помогает контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителями, что должно снижать риск переработок и переутомления за рулем.
Современные приборы:
- записывают скорость передвижения и пробег авто;
- регистрируют время работы, отдыха и прочих операций, совершаемых водителем;
- фиксируют всю полученную информацию и хранят её в зашифрованном виде для исключения возможности несанкционированного изменения.
Информация, которую зафиксировал тахограф, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому она обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке.
Внешне тахограф представляет собой прибор, помещаемый либо в гнездо спидометра, либо в блок, который устанавливается в гнездо магнитолы. В обоих случаях на дисплей устройства с помощью кнопок можно вывести всю фиксируемую информацию. В корпусе тахографа также имеются слоты для ключей-карт и отсек для фискальной термоленты, на которую встроенный принтер распечатывает накопленные данные.
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Категории ключей-карт для тахографов
Функционирование тахографов возможно при использовании снабженных чипами ключей-карт с разным функционалом:
- Персонализированные тахокарты водителя позволяют вводить и редактировать данные. Такие карты выпускают на определенный срок, по истечение которого требуется их замена.
- Карты сервисных центров предназначены для установки, регулировки и калибровки тахографов.
- Карты контролеров при проверках открывают доступ к информации, хранящейся в памяти устройства.
- Карты автотранспортного предприятия позволяют получить доступ к зарегистрированным данным для их дешифрования и анализа, но без возможности редактирования, а также заблокировать (ограничить) доступ к информации в блоке памяти устройства и данным карт водителей.